КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО НАЗВАТЬ «КОРРУПЦИЕЙ»?
Частью 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ установлено, что коррупция - это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
ЧТО ТАКОЕ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ"?
Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
КАКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ НАДЕЛЕНЫ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ?
Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений (преступлений) и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы.
ЧТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?
Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)
КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ВЫМОГАТЕЛЬСТВОМ ВЗЯТКИ?
Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)
МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЁН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОСРЕДНИК ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ?
Да, может.
Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 Уголовного кодекса РФ.
КАКОВ УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦА, СООБЩИВШЕГО О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ, ЕСЛИ ЭТОТ ФАКТ НЕ БУДЕТ ДОКАЗАН?
Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЗЯТКОДАТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЁН ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Примечание к ст. 291 Уголовного кодекса РФ).
ВОЗВРАЩАЮТСЯ ЛИ ВЗЯТКОДАТЕЛЮ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНЫЕ ЦЕННОСТИ, СТАВШИЕ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?
Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.
Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.
Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)
ПОЧЕМУ СЕГОДНЯ ВСЕ ДЕПУТАТЫ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ,РАСХОДАХ,ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА?
Федеральным законом от 26.07.2019 № 251-ФЗ в статью 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 251-ФЗ) внесены изменения, которыми установлены особенности представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительного органа сельского поселения и осуществляющими свои полномочия на непостоянной основe.
К таким особенностям относятся:
1) обязанность депутата представлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе;
2) обязанность депутата представлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Федеральный закон № 230-ФЗ).
В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, депутат обязан сообщить об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
При этом:
Представление кандидатом на должность депутата представительного органа сельского поселения сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не освобождает его в случае избрания на должность депутата от обязанности представить сведения, предусмотренные частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ.
С учетом положений Федерального закона № 230-ФЗ при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата, сведения о расходах не представляются.
Указанный четырехмесячный срок со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата начинает исчисляться со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения.
При представлении сведений в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе депутатом представляются:
- сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников за календарный год, предшествующий году подачи данных сведений (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;
- сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи данных сведений.
2. Сведения, представляемые в связи с совершением сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, должны представляться в срок с 1 января до 1 апреля года, следующего за годом совершения указанных сделок (таким образом, впервые указанные сведения в соответствии с новым порядком могут представляться не ранее 2020 года). При этом к указанным сделкам не относятся:
- сделки, совершенные супругой (супругом) данного лица до вступления с ним в брак;
- сделки, совершенные лицом до замещения муниципальной должности депутата представительного органа сельского поселения на непостоянной основе, притом что лицо или его супруга (супруг) ранее не замещали должности, перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 230-ФЗ.
В случае совершения сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, депутат представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данные сведения представляются за год, предшествующий году представления сведений, т.е. за год, в котором совершены указанные сделки.
Например, депутат в ноябре 2019 года совершил сделку, предусмотренную частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ. В этой связи, такому депутату необходимо будет представить
в 2020 году сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2019 год, т.е. за год, предшествующий году представления сведений.
В случае, если в течение года, предшествующего году представления сведений (отчетного периода), сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, не совершались, депутат сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем направления соответствующего уведомления.
Данное уведомление целесообразно направлять в двух экземплярах, один из которых остается у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), второй возвращается депутату, направившему такое уведомление, с отметкой о регистрации. Уведомление может быть представлено как лично, так и направлено посредством почтовой связи.
КАКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСУТ ЛЮДИ, ЗАМЕЩАЮЩИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ В СЛУЧАЕ НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ,РАСХОДАХ,ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА?
Полномочия лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СУПРУГ (СУПРУГА) ЛИЦА,ЗАМЕЩАЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНУЮ ДОЛЖНОСТЬ, ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВОИ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ,РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА?
При невозможности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необходимо обратиться в соответствующую комиссию, образованную в органе местного самоуправления с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения. При этом причины непредставления этих сведений должны быть действительно объективными и уважительными, исключающими возможность представления сведений.
Обращение в комиссию должно быть осуществлено до окончания срока представления сведений о доходах, т.е. до 30 апреля. В отношении своих сведений лицо, замещающее муниципальную должность, НЕ ВПРАВЕ обращаться с аналогичным заявлением в данную комиссию.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ СВЕДЕНИЯ О РАСХОДАХ?
Сведения о расходах представляются только в том случае, если сумма всех совершенных за отчетный период сделок превысила сумму общего дохода лица, представляющего сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, и его супруга (супруги) за три года, предшествующих отчетному периоду. В случае совершения сделок в 2019 году учитывается период 2018, 2017, 2016 годов.
ВПРАВЕ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Обращаем внимание, что право выполнять иную оплачиваемую работу наступает только при соблюдении двух условий одновременно, а именно:
- государственный гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую деятельность;
- при выполнении иной оплачиваемой деятельности отсутствует конфликт интересов.
КАКИЕ МЕРЫ ДОЛЖЕН ПРЕДПРИНЯТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) СЛУЖАЩИЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ (РАБОТОДАТЕЛЬ) В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ?
Государственный гражданский (муниципальный) служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя о возможности возникновения или о возникшем конфликте интересов, как только ему станет об этом известно.
После получения от государственного гражданского (муниципального) служащего уведомления представитель нанимателя (работодатель) обязан принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые могут заключаться в следующем:
- в изменении должностного или служебного положения государственного гражданского (муниципального) служащего;
- в отстранении от должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке.
Государственный гражданский (муниципальный) служащий в случае возможности возникновения конфликта интересов обязан принять меры по его предотвращению, например, путем самоотвода.
ЗА КАКИЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ВИДЕ УВОЛЬНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ? ЗА КАКУЮ НЕДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ В ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЯХ О ДОХОДАХ ПРИМЕНЯЕТСЯ УВОЛЬНЕНИЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ?
Основания для применения взыскания в виде увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия предусмотрены статьей 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Одним из них является непредставление сведений о доходах либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которые даны в письме от 21 марта 2016 года №18-2/10/П-1526 к ситуациям, влекущим увольнение с государственной гражданской службы, в данном случае относятся:
- представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о наличии конфликта интересов, о нарушении запретов;
- сокрытие банковских счетов, движение денежных средств по которым не было объяснено исходя из доходов служащего;
- сокрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами РФ;
- значительное завышение общей суммы полученных доходов либо указание реально не полученных служащим доходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы;
- значительное завышение общей суммы полученных кредитов и займов, которые играют или могут сыграть ключевую роль в обосновании приобретения недвижимого имущества;
- занижение стоимости совершенных сделок, с тем чтобы такие сделки можно было объяснить исходя из доходов служащего и другие.
КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛЕЧЕТ НЕСООБЩЕНИЕ БЫВШИМ СЛУЖАЩИМ НОВОМУ РАБОТОДАТЕЛЮ О ПОСЛЕДНЕМ МЕСТЕ СЛУЖБЫ?
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» после увольнения с государственной или муниципальной службы и при последующем трудоустройстве гражданин обязан сообщить представителю нанимателя сведения о замещаемой должности по последнему месту своей службы.
Данная норма введена законодателем в целях выполнения работодателем обязанности сообщать по последнему месту службы бывшего государственного или муниципального служащего о трудоустройстве такого лица в десятидневный срок с момента заключения с ним трудового договора.
Несоблюдение порядка заключения трудового договора с бывшим государственным служащим согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ влечет его прекращение.
Практика прокурорского реагирования свидетельствует, что в случаях установления работодателями бывших служащих фактов несообщения о последнем месте службы и занимаемой должности государственной или муниципальной службы с работником расторгается трудовой договор по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации - нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ?
Определение понятию «конфликт интересов» дается в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Указанные Методические рекомендации размещены на сайте Минтруда по адресу: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/15.
МОЖЕТ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ НЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ,ЕСЛИ НАХОДИТСЯ В ОТПУСКЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ?
Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ, от исполнения обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в период отстранения от исполнения должностных обязанностей, временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
В случае невозможности представить сведения лично служащему рекомендуется направить их в государственный орган или орган местного самоуправления посредством почтовой связи. При этом сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока представления сведений.
Если государственный гражданский служащий проживает с родителями в квартире, принадлежащей родителям, должен ли он отражать в справках о доходах и расходах пользование указанной квартирой?
Да, такие жилые помещения следует указывать в разделе 6.1 справок о доходах и расходах. Законодательство не устанавливает обязанности родителей вселять в принадлежащие им жилые помещения совершеннолетних детей. На практике, чаще всего, у детей по достижению ими совершеннолетия остаётся право пользования жилым помещением родителей на основании статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кредитный договор с банком или иным кредитным учреждением предусматривает открытие ссудного счёта. Нужно ли указывать данный счёт в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»?
Поскольку в данном разделе в соответствии с примечанием к столбцу 3 указывается вид счета (депозитный, текущий, расчетный, ссудный и другие), следует указать наличие ссудного счёта и остаток собственных денежных средств на нём по состоянию на отчётную дату.
Нужно ли указывать в справках о доходах и расходах «зарплатные» счета в кредитных учреждениях?
Да, нужно, исключений для данного вида счетов не предусмотрено, в справках о доходах следует отразить наличие денежных средств на указанных счетах в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях».
Следует ли указывать в справках о доходах договор долевого строительства жилья?
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договору участия в долевом строительстве застройщик обязуется построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства.
Право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации. Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
Таким образом, в справках о доходах в разделе 6.2 «Прочие обязательства» следует указывать сведения о договоре долевого строительства, а после возникновения права собственности на объект следует указывать сведения об объекте долевого строительства, находящегося в собственности в разделе 3.1 «Сведения об имуществе».
Обязан ли государственный гражданский служащий представлять сведения о доходах и расходах в налоговые органы?
Нет, такой обязанности для государственных гражданских служащих и граждан, поступающих на государственную гражданскую службу, не установлено, если они не являются лицами, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность представлять налоговую декларацию (статьи 227 – 229 Налогового кодекса Российской Федерации). Так, например, налоговую декларацию должны представлять физические лица, получившие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, когда такие доходы не подлежат налогообложению; физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами и т.д.
Должен ли государственный гражданский служащий при предоставлении справок о доходах и расходах заполнять справки о доходах членов своей семьи, если семья проживает за пределами субъекта Российской Федерации?
Да, должен, так как законодательство не связывает представление справок о доходах с местом проживания членов семьи государственного гражданского служащего.
Следует ли указывать в справках о доходах и расходах находящуюся за пределами Российской Федерации недвижимость, принадлежащую государственному гражданскому служащему или члену его семьи на праве собственности?
Да, так как это недвижимое имущество принадлежит лицу, представляющему справки, на праве собственности. Законодательство не устанавливает зависимости места нахождения имущества для его указания в справках о доходах и расходах.
В каком разделе справки о доходах и расходах указывать договор об ипотеке (в случаях приобретения жилья в кредит)?
Указывается недвижимое имущество в собственности (с обременением) в разделе 3 и кредитный договор в подразделе 6.2.
Договор залога является способом обеспечения основного обязательства. Сведения о предмете залога должны быть указаны в графе «Условия обязательства» подраздела 6.2.
Является ли «родовой сертификат», «материнский капитал» ценными бумагами и указываются ли они в разделе 4 справки о доходах и расходах?
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.01.2008 № 11н родовой сертификат – документ, служащий подтверждением оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерного (профилактического) наблюдения детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.
Сам родовой сертификат состоит из трех талонов.
Талон № 1. Данный талон служит для оплаты услуг женской консультации, осмотров, проведения анализов и исследований.
Талон № 2. Нужен для оплаты услуг, оказанных женщине родильным домом или перинатальным центром.
Талон № 3. Служит для оплаты услуг детской поликлиники по наблюдению за ребенком в первый год жизни.
Лечебные учреждения передают эти талоны в Фонд социального страхования, получая взамен плату за оказанную женщинам медицинскую помощь.
Следовательно, родовой сертификат не является ценной бумагой и не указывается в справке о доходах.
Материнский капитал - это дополнительная мера государственной поддержки предоставляемая семьям в связи с рождением или усыновлением второго ребенка (или последующих детей) начиная с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает, что материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки
Лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.
Доходом «материнский капитал» становится после того, как Вы им распорядитесь: получите деньги, оплатите с его помощью покупку жилья и т.д. В этом случае он подлежит указанию в справке о доходах в разделе 1.
Что и в каких разделах справки о доходах и расходах необходимо указывать, если в отчетном году был продан автомобиль и в этом же году куплен новый?
В разделе 1. «Сведения о доходах» укажите в графе «Иные доходы» - продажа автомобиля – сумму продажи. В разделе 2.2. «Транспортные средства» укажите вид, марку нового купленного транспортного средства. Проданный автомобиль не указывается.
Аналогично поступайте и с другим проданным и приобретенным в течение года имуществом, подлежащим указанию в справках о доходах/